Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






pg2013.ru / Прочее


<Письмо> МПР России от 24.01.2003 № ИГ-30-54/394
"По вопросам организации работ по разграничению государственной собственности на землю"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 января 2003 г. № ИГ-30-54/394

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО РАЗГРАНИЧЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

В связи с поступающими обращениями по вопросам организации работ по разграничению государственной собственности на землю, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 "Об утверждении правил подготовки и согласования перечня земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности", Министерство природных ресурсов Российской Федерации сообщает.
В настоящее время в Министерстве проводится работа по подготовке перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
Анализ предварительных итогов проводимой работы выявил ряд существенных проблем правоприменительного характера, связанных с практической реализацией и несовершенством Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", на основании которого осуществляется указанная работа. В частности, в соответствии с установленными указанным Законом критериями разграничения государственной собственности на землю, к собственности Российской Федерации должны быть отнесены земельные участки, относящиеся к лесному фонду, водному фонду, землям особо охраняемых природных территорий, а также земельные участки, под которыми находятся участки недр федерального значения и др., занимающие в общей сложности подавляющую часть территории Российской Федерации (более 70%). Однако в настоящее время не разграничена собственность на водные объекты, отсутствуют четкие критерии выделения участков недр федерального, регионального и местного значения. Кроме того, при разграничении государственной собственности на землю могут возникнуть ситуации, при которых один и тот же земельный участок может быть отнесен как к собственности Российской Федерации, так к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вместе с тем, при условиях, когда подавляющая часть территории Российской Федерации в силу федеральных законов должна быть отнесена к федеральной государственной собственности, а существенная часть оставшихся земель относится к категории спорных, процесс разграничения государственной собственности может повлечь за собой проблемы как финансово-экономического характера, связанные с правовым бременем собственника имущества и затратами на его содержание, так и политического свойства, вызванные явным неприятием региональных властей такого разграничения собственности на землю.
Кроме того, в настоящее время в Правительстве Российской Федерации рассматривается вопрос о целесообразности процесса разграничения прав собственности на землю.
В сложившейся ситуации задачей территориальных органов МПР России является проверка наличия оснований для внесения земельных участков, сведения о которых представлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в перечни земельных участков, на которые соответственно у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. При этом нельзя допускать включения в указанные перечни земельных участков, на которые право собственности в соответствии с федеральными законами возникает у Российской Федерации.
Основаниями внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые право собственности возникает у Российской Федерации в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ, в том числе являются принадлежность к землям водного фонда, лесного фонда и нахождение под поверхностью земельных участков недр федерального значения.
При рассмотрении данных вопросов в отношении принадлежности к землям водного фонда следует руководствоваться схемами комплексного использования и охраны водных объектов.
В отношении участков недр федерального значения, поскольку разграничение недр на участки федерального значения и иного значения не проводилось и четкие критерии отнесения участков недр того или иного значения отсутствуют, следует руководствоваться статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" и учитывать установленные в ней критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального значения. В частности: наличие стратегических и дефицитных ресурсов недр, которое влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации. Перечень стратегических видов ресурсов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 № 210, что касается дефицитных ресурсов недр, то их следует определять исходя из баланса полезных ископаемых в данном субъекте Российской Федерации (ресурсы подземных вод в отдельных субъектах Российской Федерации являются дефицитными).
При наличии любого из указанных признаков в перечнях земельных участков, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, такие земельные участки должны включаться в перечень оспариваемых.

Заместитель Министра
И.Ф.ГЛУМОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru